МИР ОХРАНЫ РЖД
Как часто прыгают под поезда, ловят зайцев, воруют, достаются контейнеры с водкой, горят тепловозы, рассказывает один из бывалых оранжевых воротничков.
СОДЕРЖАНИЕ
Оранжевые сигнальные жилеты обязаны носить все: от начальника и до охранника. Да все, все работники, которые имеют доступ к железной дороге, обязаны носить форму с логотипом своей организации. ТЧ (тепловозные части), охрана, ДС (работники части). Обязательна, еще, униформа.
Любая работа на ЖД – это прежде всего техника безопасности. Зона особого риска. А тем более – ты работаешь охранником, ты должен знать обязанности: охранника, работника ЖД, дежурного по станции, путейца, машиниста и т.д.

Я знал, как можно запустить двигатель, знал запах электропроводки, дизеля, и по нему мог определить работу тепловоза.
Перво-наперво: сохранность перевозимого поезда, пути следования, на станциях, брошенные поезда.
Ты должен выходить из тепловоза и вести наблюдение за охраняемым грузом. Не допускать ни хищения, ни доступа, ни чтобы там посторонние не шарахались.Могут оборвать пломбу, могут шланг обрезать, краны тормозные перекрыть… Не допустить хищения – вот на чем построена система охраны. Это потом уже нам добавили «борьбу с терроризмом, алкоголиками, шатающими на путях»…

Охрана парка станции – приборы, все стрелки. Парк станции – от стрелки до стрелки. Территория и пути. 50 метров от железной дороги – уже парк.

Если охраняешь поезд, сидишь в тепловозе. Тепловоз из трех секций. Грубо говоря, в головной – машинист и помощник, средняя, и в задней я, веду наблюдением за составом, выглядываю в пределах видимости. На одном поезде прохожу весь маршрут, обратно – с грузом попутно охраняя, или без груза поезд. Многие уходят. Не выдерживают,
раньше ответственности было меньше.
Везде видеокамеры сейчас, по всем паркам – на столбах.

И за тобой наблюдают, как ты несешь службу. Зайти пописать, зайти покушать, зайти попить чай, зайти погреться – нужно разрешение начкара. Ну как в зоне, еще хуже.

Если начальник караула включает камеру, и ты вот должен там находиться, а тебя там нет – он вызывает тебя по рации, и ты пишешь уже объяснение и объясняешь, где ты находишься. И в это время он за тобой наблюдает.
Есть парковые [охранники] – по 2 по 3 человека охраняют территорию. В зависимости от обстановки, от количества вагонов на местности. Хотя есть табель. Ну, по табелю, например, 2 с половины. То есть еще половина, это как? Еще верх или низ?..

В парке мы принимаем весь состав – 1 охранник на 1 поезд.

Отрабатываешь день, ночь поспал, день отдохнул и на работу – это в парке.
А поездом: сутки – трое дома. Но, бывает по-разному: можешь ехать сути, двое, трое…
Зимой по-разному бывают… Сейчас поезда утепленные, но чаще сами машинисты - укрепляют, конопатят, заклеивают скотчем, там по-разному.

А летом просто ж***. Дизельный [двигатель] – порядка 100-110 градусов. Представь, помощник машиниста ходит по трем дизельным секциям, - а во время движения, во время остановок у него постоянный
маршрут по трем секциям.

Мокрые, потные, вонючие, а что делать, в наушниках этих:
чтобы не потерять слух.

В последнее время не очень часты случаи, что сбивают животных. Раньше да, когда сельское хозяйство было развито.
Было такое, что и медведей сбивали, и лосей, и коз, и коров, и пастухов.
ГРАБЕЖИ
В начале 90-ых бомбили очень часто. Прям вооруженные нападения были, скрывали вагоны, с ломами, оружием. Стреляли на предупреждение, был случай, стреляли на поражение. Тяжело было работать. Щас мы без оружия, только на особых категориях груза.
Кадр из немого фильма 1903 года «Великое ограбление поезда»
Представь, хищение топлива. Ты видишь все это дело…Щас хорошо есть сотовая связь, позвонил начкару:

-Я наблюдаю хищение…

А ты один. А их там десять. Ты ж не знаешь – с оружием они, без оружия. За 20 тыщ ты же не полезешь под пули. У меня палка. Я им резиновой палкой пойду погрожу:

-Мальчики! Вы, ***** (черт), нехорошо делаете!

Тебе просто в лоб выстрелят и скажут:

-Ты герой, панфиловец, ты молодец, Саша Матросов.
А еще могут обвинить, что ты неправильно все сделал и твоя семья не получит ни пенсии, ни компенсации.

Сейчас поставлена система охраны на то, что ты должен увидеть и вовремя доложить. Вот а там пусть начкар бежит с пистолетом, кого хочет вызывает…

Раньше в наглую молодежь лезла на вагоны, вскрывала контейнера. Сделали специально приспособление, вот есть открывашка для консервов, вот то же самое, только больше. Прям сверху прорубали контейнер и как консервную банку открывали. Это делалось в течении пяти минут. На ходу. Нас было трое. Стреляли. Один бежал за ними, стрелял в воздух.
САМОУБИЙЦЫ

Беременная женщина бросилась под поезд. Ехали в поездке с напарником. А ее потоком воздуха оттолкнуло.

3 сантиметра не хватило, чтоб ее зацепило тепловозом. А мы уже думали все – труп. Экстренное торможение поезда, все, остановился поезд, выбежали, я с одной – он с другой, и мы ее прям на пешеходном переходе...

Она сидела на блоках, плакала, пьяная, беременная, третьим ребенком, от любимого мужчины…Вот, мужчина выгнал ее из дома. Избил. Только из-за того, что неудобно было заниматься сексом.

Она решила покончить жизнь самоубийством, броситься под поездом.
Поезд во время движения при скорости 60 км: на расстоянии полтора метра идет такая плотность воздуха, что тебя отбрасывает как щепку.
Она стояла прям перед обтекающим потоком, с краю, ее отбросило. Если бы она стояла посреди путей – конечно бы, ее бы там закопала. Ничего бы не нашли. Представь, там 3 сантиметра не хватило, чтобы мяса бы отлетел и все…Она была на восьмом месяце беременности.

Мы ее когда нашли, отвели в сторону, мы как бы с ней уже поговорили – мы же психологи! Я же охранник, мне по барабану кто передо мной. Я говорю:

Хочешь сдохнуть, не вопрос: иди вон сучок, веревку, повесься и радуйся. Машинист то, помощник машиниста – причем? Причем здесь работник ЖД? Мало способов? Человек работает на ЖД, а потом он будет бегать по всем инстанциям, везде будет бегать и писать объяснительные. У него тоже семья, у него работа, у него стресс – он человека сбил. Его потом 2 месяца будут таскать, а это деньги, зарплата.
И было такое. Человек доказывал свою невиновность. Работает на железной дороге. Машинист доказывал, что он не видел этого человека, он его сбил, повел дальше поезд. Он его не увидел. А тот пьяный лежал, спал, на насыпи, головой лежал возле рельсов. Человеку голову оторвало, а он не увидел. А как он мог голову ночью увидеть?
Так же и здесь. Мы ее отвели в сторону. Она ушла, вроде бы ушла, блин. Мы уже пошли в тепловоз. Потом помощник говорит: «Че-то не то». Он возвращается. Она опять под поездом сидит.

Все. Вышли на связь с дежурной. Он позвонил машинисту, машинист вызвал по служебной связи дежурную по станции, дежурная по станции сообщила в местных пункт полиции, полиция выехала на уазики, задержали, увезли, только после этого мы поехали дальше. Вот тебе и стресс на работе.

А есть такие, которые на машинах выезжают на переездах стоят. Пьяные, накуренные, обколотые. Идет поезд, они на переезде стоят, вокруг все горит. Стоит машине перед тепловозом. Адреналиньщики гребаные. Вот три метра от тепловоза – он поехали.
ЗАЙЦЫ

В свое время была напасть какая-то. Очень много было зайцев. Денег не было у населения. Не на что было ездить. Особенно освободившиеся зэки, им не давали ничего, они пешком шли. В основном на грузовых поездах и добирались домой. Кто поумнее подходили к нам: и вообще без проблем, ребята… Он показывает справку, он только освободился. Он холодный, голодный, ему надо домой. Это вообще не проблема. Ребята, вот залазьте в свободный вагон, на такой-то станции мы подойдем, постучим.
Сейчас этого нет. Не ездят. В основном автомобилями, на ЖД стало бессмысленно. Ну, вообще, редко, но бывает.
Многие, конечно, там зайцами садились, мы их вылавливали, сдавали ментам…И тут же говорили:
-Ребята, вы чем занимаетесь? Ну подойдите к охраннику – мы че, звери что ли? Надо доехать? Да не вопрос. Вот переходная площадка, вот ватник, вот полбулки хлеба, вот банка камбалы, вода, тебе хватит, если что, еще пацаны дадут. Все мы люди. Все в жизни бывает.

Раньше вылавливали, приводили в помещение, заставляли полы мыть. Многие говорили:

-Да не вопрос, мы помоем, приберем, вы только нас дальше отправьте.
КОНТЕЙНЕР ВОДКИ
Январь, морозы. Утром обнаружилось, что у нас 27-ой контейнер открытый. И нас отправили с товарищем на охрану этого контейнера. Мы пришли и обалдели. Двери открытые – водка, коробки. Водка есть перемершая, была самопальная. По документам шла какая-то дрянь, но про то, что там водка – и слова не было. Что и спасло ЖД в итоге, потом.
А мы трезвые: нам пить то нельзя, да и камеры везде.
Утром пришли, посмотрели. Ну и мы решили – а че, давайте сфотографируемся!

Тут же понаехало столько руководства.

Оказывается две ночи этот контейнер долбанный стоит. Вся ЖД пьяная! Все уже водки понатаскали, кому сколько надо! Только охрана не в курсе, хотя вагон был под охраной. Да и никто к нему не ходил… Он стоял где-то на крайних путях, там по пояс снега. Междупутье никто ж не чистит и все.

Когда вагон долбанули, водка разлетелась, все что можно было – собрали ну и потом начали бухать. Потом перевезли на другой край и спрятали, не знали, что делать дальше. Одни жэдэшники ходили, водку собирали, по две, по три бутылки.
Потом водку переливали кто во что, контейнеры, бутылки полторашки, бутылку разбивали и кидали в кучу.

То есть, типа, при роспуске вагонов, вагон на вагон надвигался, скорость была большая, удар, водка вылетела.

Много было разбросано по снегу. Даже весной потом находили. Много поперемерзла.

Ну, не знаю, как там все договорились начальники, но в итоге, предьяв не было. По документам там вещи, а везем водку.
ПОЖАР НА ТЕПЛОВОЗЕ

Горел, серьезно горел. Как вышло...

Качество обслуживание тепловоза было…просто г****, никто не следил. И во время движения поезда, на одном месте, на самом тяжелом перевале, самый затяжной. Во время движения откручивается стакан, фильтр топливный и падает на коллектор (самая горячая часть) и загорается. Буквально до этого, помощник зашел, и через две минуты загорается средняя секция. Ни моя, ни их. Это все из-за некачественной замены топливного фильтра. Плохо закрутили болт. И во время движения тепловоза, вибрация большая, гайка открутила, и стакан вместе с соляркой падает, ну, как на газовую плитку, эффект такой же. То есть в течении пяти минут вся секция загорается. Ну, сам можешь в интернете посмотреть, как горят тепловозы.
Проверка пожарной системы не проверялась толком, не заправлялась, все фиктивно, лишь бы галочки. Включили пожарную установку при тушении пожара и она… Ни пены, ни воды, вообще ничего нет. Хотя должно было. А тут просто воды вылили и все. А представь: вода вылилась в масло, это еще больше возгорания.

Разрывать нельзя. Поезд не удержится на такой местности. На этом месте даже поезда не бросают.

Когда секция загорелась, мы сообщили диспетчеру, что мы горим, мы остановились… Диспетчер всех оповестил. Напарник, помощник, я, помогали таскать огнетушители.

Некоторые поезда останавливались, помогали тушить. Короче, нас тушили пять тепловозов. И только в одном была нормальная установка, им полностью забили все. А секция уже наполовину сгорела.

Машинисты ничего не могут сделать. Что они могут сделать в голой степи? Ведрами? Ведер нет. Пожарка не работает. Как обычно. Все через ж***.
Сейчас система лучше, да, степени защиты, все записывается.

Помощники с машинистом – одни глаза были. Так же у меня было то же самое. Мы пришли черные. Они потом еще полгода писали объяснения, их лишили премии. Не то что они там герои... Не то что мужики выполняли свои должностные обязанности. Они спасали поезд.

Любой пожар – это всегда разбор: кто виноват, на кого писать. У меня брали объяснения: да, помощник заходил, да, проходил.

Потом, когда нашли этот стакан, который упал, пришли на депо и ущерб был большой, там многих лишили премии.
НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ ПОЕЗД

Есть самый крутой, самый узкий перевал. Грубо говоря, между верхней и нижней точкой – 800 метров. Сейчас поезда стали покруче, но тогда брали тягач. Затолкали им на вверх поезд.

Был сильный снег на перевали, повалил. Прям сильный, плотный, мокрый. Головка рельсов сразу скрылась. А там техника безопасности: если машинист не видит головку рельсов – все, он поезд блокирует, аварийное торможение, все. Пока не почистят, стоит. А машинисту надо было домой, решил на свой страх и риск. Решил рискнуть.

Когда поднимались, на колеса налип снег. Когда начал спускаться с перевала его понесло.
Что спасло поезд: путеец почистил стрелку – а между двумя станциями есть точка, где машинист должен остановить поезд, и у дежурной загорается на табло, что поезд остановился. Он проехал точку контрольного торможения со скоростью почти 50 км в час. И дежурная сразу спрашивает:
-Что у вас?
-Все. У меня поезд понесло. Давай меня в уловитель.
Уловитель – другая сопка, между двумя станциями. Надо перевести стрелку, чтобы поезд улетел в другую сопку, уловитель. А там подъем еще выше. Этот путь не чистился, не вырубался, там все заросло…Ну короче, железной дороги там как таковой нет, там рельсы и шпалы, все.

И вот мы скоростью больше 60 км в час - а представь, я еду в задней секции, - везде воздух, все свистит, торможение. Я же проработал сколько, я чувствую, что мы летим в никуда. Мы полетели в уловитель.

Благо, что мы с рельс не слезли. Впереди стоит метельник на тепловозе, весь снег разбрасывало, все ветки ломались, там такой треск стоял. Я думал все – хана. Я вцепился в кресло, упал на пол, в кресло в это вцепился, думаю: все, п***** пришел.
Там три вида торможение. Первое положение, среднее и экстренное. Когда машинист начал трогаться он включил первое положение. Нет. Среднее положение - нет. Экстренное, хлобысь, нет.

Все. В уловитель. Хорошо, что стрелки. А так, можно было вылететь и все. Можно было на ходу прыгать.

И когда поезд остановился в уловитель... Я то не курю. А эти два товарища - машинист с помощником... Дверь открылась. А снега по грудь. Они в него хлобысь, достают сигареты, начинают курить. Я выхожу и спрашиваю:

-Че?
-... приехали.
Посидел немного. Может быть, жизнь начал больше любить. Ну профессию я не стал больше любить.
Они уже наполовину посидели. А у меня еще охранный груз.

Там приехали все. Все что можно, все руководители. За последние десять лет поезд улетел в уловитель. Как так? Кто там? Давай искать причины.
Я узнал, что такое страх. Когда летишь на неуправляемом поезде, неизвестно куда. Когда по твоей кабинете летят такие палки. А представь, они там ехали в первом. Там же ниче никогда не пилилось.

Потихоньку вытащили поезд потом.

Потом пошел слух, что поезд пошел в уловитель: все говорят, а я сижу, молчу. Я же не говорю, что в этом поезде сидел. А там уже все преувеличили, наврали в три короба, как обычно. Сам знаешь.
Автор: Никита Зинченко
ЕЩЕ