Кто продвигает науку и культуру в Хабаровске?

Отвечают руководители научно-популярных и просветительских проектов

Кто продвигает науку и культуру в Хабаровске?

Отвечают руководители научно-популярных и просветительских проектов
Мода на самообразование давно добралась и до Хабаровска, в городе развернулась научно-популярная деятельность, правда о ней знает далеко не каждый. «Утес» поговорил с руководителями местных просветительских проектов об их работе и ситуации с продвижением науки в массы в городе.
Что: просветительский проект Persona Grata. Лекции и творческие вечера о науке и искусстве, на которых приглашают известных спикеров. От Антона Долина и Галины Юзефович до Станислава Дробышевского (он скоро приедет!) и Аси Казанцевой.

Где, когда и за сколько: вся информация в социальных сетях.

Ближайшее событие: лекция Леонида Бляхера «Левиафан наносит ответный удар», 28 марта в дальневосточной государственной научной библиотеке, стоимость участия 500 рублей.

Александр Ким
Организатор проекта Persona Grata
Проект рассчитан на людей любознательных, интересующихся, обладающих критическим мышлением, сделавших выбор в пользу интеллектуального досуга. Разумеется, у нас есть сформировавшаяся аудитория, но ее состав зависит от конкретной темы и конкретного лектора.

Особенность нашего проекта в первую очередь в живом общении. Мы даём возможность зрителям побыть в одной аудитории с единомышленниками. С теми, кого объединяет желание узнавать что-то новое. И мы предоставляем возможность задать вопросы лектору в формате live.

Научно-популярные проекты в Хабаровске есть. Это и «Бутылка Клейна», и «Умный Хабаровск», и Science Slam, и лектории в университетах. С этой точки зрения, Хабаровск вполне столичный город, отвечающий на актуальный общественный запрос. Все эти проекты отличаются и, в то же время, дополняют друг друга, в общем и целом украшая интеллектуальный ландшафт дальневосточной столицы
Что: Science Slam – немецкий международный проект популяризации науки, которому уже 8 лет. На слэмах учёные (и даже дети, увлечённые наукой) за десять минут должны оригинально, просто и интересно рассказать о своих проектах. Победителя выбирают зрители – с помощью аплодисментов.

Где, когда и за сколько: вся информация в социальных сетях.

Ближайшее мероприятие: «Science Slam School НАНО», посвященный нанотехнологиям, 26 апреля, место: объявят в соцсетях.

Екатерина Зиброва
Организатор «Science Slam Хабаровск»
Проект Science Slam придется по уму всем, кто любит проводить время не только весело, но и с пользой. Научный слэм пришел в наш город в 2015 году, с тех пор мы провели пять городских открытых слэма, два детских и парочку корпоративных для высокотехнологичных и наукоёмких компаний. Каждый слэм собирает от 150 до 400 человек.

Среди других форматов популяризации науки Science Slam выделяется несколькими характеристиками: это – наука от первого лица: слэмеры делятся своими собственно проведенными исследованиями – всего 10 минут на выступление. За один слэм зрители знакомятся с несколькими слэмерами и узнают что-то новое и актуальное из нескольких областей наук. И, это – доступная подача информации. На научном слэме, или как его еще называют, научном стэндапе действует строгое правило: «разрешено все, кроме заумных терминов».

Научно-популярная среда в Хабаровске еще только зарождается, проходит этап становления. Люди уже привыкли к спикер-событиям, но пока не привыкли, что ученые могут быть прекрасными спикерами, и самое главное, делиться своими достижениями с обычными людьми. В этом плане формат Science Slam играет важную роль – мы ищем и продвигаем наших, местных ученых, помогаем им коммуницировать с обществом напрямую, без посредников. Пока этим мало кто занимается. Более популярны «привозные звезды». Есть пара проектов про науку и просвещение, которые появились после слэма, и это здорово, нам удалось немного раскачать людей, привлечь внимание к науке, познакомить с новыми лицами, достойными общественного внимания, теми, кто уже сейчас работает, чтобы улучшить наше с вами качество жизни.

Продвигать надо науку, а науч-поп это один из инструментов ее продвижения. Лектории, музеи, встречи, игры, книги - элементы системы, которой, к сожалению в нашем городе и крае нет. Элементы есть, системы нет. Многое, если не все, зависит от самих ученых, и тех мест, где они работают. Вузы практически никак не освещают свою научную деятельность. Зайдите на страницу любого вуза и попытайтесь сначала найти вкладку «наука», а потом разобраться, над чем там работают ученые, каких результатов достигли, и как нам всем от этого будет хорошо, ну, или как получится. По сравнению с вузами, отделения Российской академии наук более открыты, но и там есть над чем работать в части популяризации их научных достижений. Так что я уверенно заявляю, если вузы и все, кто проводят научные исследования, станут делиться их результатами, это даст огромный толчок развитию науки в городе, крае, а значит и во всей стране. А пока мы, отдельные идейные люди, будем популяризировать науку по мере своих возможностей и интереса. Но никак не развивать среду, а просто делать отдельные локальные вещи.
Что: первый научно-популярный интернет-журнал на Дальнем Востоке «Бутылка Клейна». Публикации о местной и не только научной среде. Авторы издания решают задачу на доказательство: и на Дальнем Востоке хватает крутых учёных, инновационных открытий, и тут кипит достойная научная жизнь.

Где: тут.

Ася Ефимова
Руководитель научно-популярного интернет-журнала «Бутылка Клейна»
Основная аудитория группы «Бутылки» во «Вконтакте» в возрасте от 24 до 27 лет из Хабаровска, Москвы, Санкт-Петербурга, Новособирска; в фейсбуке несколько старше 27 – 35 лет; основные наши читатели в инстаграм: люди в возрасте от 25 до 34 лет (50 %) и 24 % – возрастная категория от 18 до 24 лет из Хабаровска, Москвы и Владивостока.
Журнал рассчитан на учащуюся и рабочую молодёжь от 14 до 35 лет, главным образом, Дальнего Востока. На данный момент «Яндекс. Статистика» показывает, что нашими основными читателями в онлайне являются люди от 25 до 34 лет (61 %), 14,3 % – от 18 до 24 лет из Хабаровского края, Москвы, Приморского края. По соцсетям ситуация примерно такая же. Можно сказать по возрасту попадаем, но нужно усилиться в направлении других регионов Дальнего Востока и подтягивать более молодую аудиторию.

[Главное отличие] это наше расположение. На Дальнем Востоке СМИ подобного формата практически нет. Основная особенность для читателей – это присутствие регионального (дальневосточного) компонента. Мы освещаем доступно и интересно громкие научные открытия и исследования мира и центральной части России, при этом 50 % контента посвящено открытиям и исследованиям дальневосточных учёных. Также мы не только встречаемся с нашими читателями в онлайне, а достаточно регулярно проводим открытые научно-популярные лекции с приглашением известных популяризаторов России и местных звёзд науч-попа, проводим розыгрыши научно-популярных книг, билетов на научно-популярные мероприятия, которые проходят в Хабаровске, являемся организаторами массовой семейной научно-популярной акции «Открытая лабораторная» (по проверке научной грамотности) в Хабаровске.

Научно-популярная среда в Хабаровске есть и, в принципе, она сравнима с научно-популярной тусовкой Москвы и других крупных городов России, просто там людей больше, поэтому и популяризаторов больше, а в процентном соотношении, думаю, примерно одинаково. Также все друг друга знают, помогают, вместе кооперируются для осуществления совместных проектов. А вообще говорить о научно-популярной среде Хабаровска, или Владивостока, или Москвы, или какого-либо ещё другого города в чистом виде сейчас, наверное, не совсем правильно. Например, у нас в журнале научный редактор Алексей Паевский работает из Москвы, всё чаще задумываюсь над тем, чтобы и выпускающего редактора привлечь из другого региона, так как в Хабаровске всё никак найти не можем, а вот предложения из других городов поступают. С наличием интернета как-то понятие принадлежности к определённой территории уже размывается.

Популяризация науки – один из приоритетов федерального Министерства образования, и с их подачи дано начало многим научно-популярным проектам и СМИ. На региональном уровне такие примеры тоже встречаются. В Хабаровске направление популяризации науки тоже закреплено в нормативных источниках министерства образования, что помогает проекту получать грантовую поддержку и финансовую поддержку краевых образовательных структур.

Мы хотим, чтобы в Хабаровске были первоклассные научные журналисты, профессиональные популяризаторы науки, научные коммуникаторы. Чтобы учёные больше рассказывали о себе и своих открытиях, легче выходили на контакт, чтобы пресс-службы научно-исследовательских институтов и вузов не игнорировали запросы с просьбами ответить на несколько вопросов о самых значимых научных исследованиях и открытиях за год (не все, конечно, но 95 % пока что поступают именно так).
Что: «Умный Хабаровск» – научно-популярные программы для детей и подростков. Познавательные лабораторные работы, в которых участники пробуют себя в роли детективов, хирургов или палеонтологов.

Где, когда и за сколько: вся информация в социальных сетях.

Ближайшее мероприятие: программа «Научный детектив» с 7 апреля, ул. Тихоокеанская, 150.

Светлана Меркулова
Руководителя проекта «Умный Хабаровск»
Проект прежде всего рассчитан на детей школьного возраста и их родителей, именно им он и нравится. А также на молодых ученых, у которых есть прекрасная возможность передать свои знания детям и при этом самим очень многому научиться. Это и владение детской и взрослой аудиториями, это и навыки публичных выступлений, и главное расширение горизонтов – границ собственных знаний.

Главное отличие проекта состоит в том, что он для всей семьи. При этом он интерактивен, ведущие – не аниматоры, а настоящие ученые (аспиранты, магистранты, сотрудники ДВО РАН и т.д.), то есть кто сам увлечен наукой. Где еще дети смогут препарировать раков, произвести раскопки, выделить тяжелые и не тяжелые металлы и не металлы, провести хирургическую операцию по удалению аппендицита, вживить имплант и многое другое.

У нас есть несколько направлений в городе, но, к сожалению, они все разрозненны. Нет единой объединяющей силы. Вот смотрите: есть научно-популярные конференции для школьников и студентов, есть Science Slam, есть «Умный Хабаровск» и есть Persona Grata, а еще интернет-издание «Бутылка Клейна», есть «Роботофест», но все мы работает отдельно друг от друга. Мы иногда пересекаемся в качестве партнеров друг друга на тех или иных мероприятиях, но ни разу не было единого большого мероприятия на весь край. Как, например, в ДВФУ – «Фестиваль наук», когда на одной площадке собираются все, кто занимается научно-просветительской деятельностью и людей есть возможность и узнать, и выбрать то, что им по душе. Мы сейчас с партнёром проекта ТОГУ думаем над этим. Науку в Хабаровске обязательно нужно продвигать, особенно в среде школьников. Когда дети понимают, как происходит то или иное явление, у них зарождается интерес и появляется тяга к новым знаниям, да и легче становится воспринимать формулы на уроках.
Автор: Никита Зинченко
ЕЩЕ