Как снять сказочный фотосет
И посетить вселенную «Игры престолов», Страну чудес и мир стимпанка
«Утес» продолжает цикл статей про интересных фотографов Хабаровска. В прошлый раз мы узнали у Алексея Тимиргалеева, как сделать виртуальный тур по Хабаровску. Теперь мы поговорили с Дианой Липкиной – профессиональным фотографом костюмированных сетов.
Костюмированные фотосессии: вкус, заработок и детали
Когда я смотрела чужие работы, то каждый раз думала, что могу лучше. Все дело во вкусе, так как научиться снимать, выучить экспозицию и прочие важные понятия может каждый, а чтобы привнести вкус — необходимо его вырабатывать годами. Надо разбираться в дизайне и в эпохах, в которых стилизованны работы.

Мне сразу захотелось попробовать в фотографии что-то необычное. Сначала зарабатывала свадебными фотографиями, но быстро бросила, потому что поняла, что это не мое. Даже в свадьбы я привнесла индивидуальных подход, везде пыталась придумать свою сказку. Но у нас не хотят такого, предпочитают обычные, классические фото. Я немного практиковалась в каждой области: макросъемка, пейзаж, архитектура. Потом, когда снимаешь, например, человека в пейзаже, то понимаешь, как необходимо правильно снять и сам пейзаж.

Год я работала на костюмированных съемках бесплатно. Для меня все были моделями. Иногда я искала конкретных людей. Например, мне нужна была Пеппи Длинныйчулок — рыжая веснушчатая девчонка — но если ждать похожего человека, то можно и не дождаться, а ведь существуют специальные группы «ВКонтакте». И однажды в ленте я увидела девочку, написала ее маме. Она согласилась без проблем.

А потом люди стали сами обращаться. Я считаю, что в любой сфере фотографии надо или работать бесплатно для учебы, или брать деньги за хорошую работу. Однажды ко мне пришла девочка, начинающий фотограф, и спросила, за сколько лучше работать на свадьбе. Отвечаю: «Скажи, что хочешь работать для себя, для портфолио, для учебы, и у тебя будет аргумент на случай, если плохо получится. Но если выходишь на коммерческий уровень, то с тебя будут спрашивать соответствующе». Я прошла свадьбы и знаю, что это адовый труд: начиная с подбора локации и заканчивая недельной обработкой фотографий.

У нас работает целая команда, отвечающая за все детали, ведь вся суть в них. Вот один ассистент коврики держит, лепестки или снег кидает на девчонок, костер зажигает и прочее. Вообще, я предпочитаю естественность, не редактировать фотографии. Например, у меня спрашивают: «Как вы здесь фон сделали?» Как? Встали в пять утра, был туман, и сделали.
Клиенты: смущение, «Ирония судьбы» и Рапунцель
Бывают съемки, где главная задача – косплей, т.е. полностью повторить образ героя, также надо найти подходящее место. А бывают и просто мои фантазии: феи, готика, принцессы. У меня часто спрашивают, есть ли у меня любимое направление. Нет, в каждом направлении можно сделать клево. Зависит от того, на что готовы клиенты. Если готовы на все — то это мои клиенты. А если ставят задачу, которая совсем не подходит человеку, то это смотрится искусственно. Каждого клиента я стараюсь лучше понять и в процессе общения нахожу нужный образ. Например, пришла девушка, которая хотела быть в кадре банкиром. Но она душка, ангел, и я пыталась ее убедить, что она не сможет сыграть данную роль. Вначале приходилось идти на компромиссы. Как-то раз девочка попросила тему «рок». Мы ей дали рок-гитару. А что дальше? Что с ней делать? И профессионал увидит, что мы не понимали во время съемок, что делать. Или как-то мне сказали, что у нас кобура не на той стороне висит да еще и неправильно.

С профессионалами на съемках легче работать. Тебе надо только успевать фотографировать. И такие съемки расслабляют. А есть люди, которым нужен час, чтобы привыкнуть к камере. Формат съемок – два часа, и необходимо человека успеть научить «актерскому мастерству». Люди, которые ко мне ходят постоянно, знают мои требования, с ними проще. Для съемок я ищу уединенные места, так как модели смущаются, если много людей.

Меня часто спрашивают: «Как вы находите вот таких вот людей?» Я встречаю человека, и он у меня сразу ассоциируется с каким-то персонажем. «А на кого я похож?» Хочется ответить: «Ни на кого, но мы создадим тебе собственную сказку». Я, например, тоже ни на кого не похожа. Не всем же походить на голливудских актеров. Вот я нашла девушку, которая похожа на актрису из «Иронии судьбы». И зачем ей делать левый образ, если можно взорвать интернет, а она почувствует себя актрисой? Надо пользоваться случаем.

«Почему у вас нет полных девушек, вы с ними не работаете?» Работаю, но многие закомплексованы, они сами не хотят. Хотя даже в фильмах есть много обаятельных полных девушек. Например, фотографировали девочку с тяжелейшим псориазом кожи, но мы обыграли ее в образе крутой эльфийки, дриады. Кто-то хочет быть моложе, стройнее на фото. И я иду на встречу без проблем, у меня гибкий подход.

А сейчас я уже три года ищу Рапунцель. У меня уже были и Русалка, и Красавица, и Золушка. А ее вот нет. Я не хочу повторяться, всегда стремлюсь сделать лучше, разнообразнее, интереснее.
Клиенты: ожидание и реальность
Случается, что не совпадает ожидание клиента и реальность. У них своя картинка в голове, у меня своя, у швеи третья, у стилиста четвертая. И если со швеей и стилистом я могу еще договориться, то клиенту в голову не влезешь. Возможно, я не увидела нужный образ. Существует много обстоятельств, когда что-то идет не так. Да и себя мы воспринимаем немного не такими, какие мы есть на самом деле. А фотоаппарат не врет, он показывает правду в лоб. Иногда люди даже удивляются результатам.

Однажды произошел такой случай. Стилист, видимо, плохо поработала с клиентом, и девушку, которая привыкла одеваться по-деловому, нарядили в открытый, раскованный костюм с мечем. Клиентка решила, что получится круто, и согласилась. Но в итоге результат ей не понравился, потому что это не ее образ и сама она не смогла объяснить, что именно ей не нравится.
Команда
Во-первых, у нас есть человек, который полностью оформляет диски, упаковки. Я считаю, что контент надо отдавать достойно, материал необходимо довести до ума во всем. Есть девочка, которая делает прически, также она визажист. Мы с ней хорошо сработались, она меня понимает. И есть швея, которая меня понимает с полуслова. Я надеюсь, что команда не поменяется, потому что я очень тяжело переживать перемены.
Необычные съемки
Мне запомнился один случай. Когда клиент мне рассказывает о своей идее, то я в голове это всегда представляю. Однажды мне один клиент говорит: «Я хочу на утесе. Вид на море. Спортивная машина. И закат». Отвечаю: «Что?! Спортивная машина, допустим. Утес и море? Это, конечно, рисовать только… А на машине мы куда доберемся?» В общем, да…

Мы делали фотографии с лошадьми, собаками, верблюдами и змеями. Но змей все девочки боятся. Одна только была, которая не боялась. Она захотела сфотаться. А сама хрупкая, килограмм пятьдесят. Мы нашли питона, который весил двадцать пять килограмм, а в длину от ее уха до пола. Но также этот питон чуть не умер: слишком жарко, а эти змеи привыкли к джунглям, к влажности. Но хозяин быстро его охладил в воде, и все обошлось.

Новый год — как бы ты интересно и круто его не сделал — это конвейер. Сорок фотографий на одном и том же фоне. Но два года я этим занималась, мне было интересно, была студия. Как обычно происходит: приходит Дед Мороз, клиенты, фон, фото. А мне хотелось иначе, сказку. У нас люди приходили к Деду Морозу в сказку. Он их встречает, дарит подарки, а я все это фотаю. Или в год, когда выпало очень много снега, (я не очень люблю искусственный снег), муж набрал ведро снега, принес и давай на гостей его кидать. И вот они – живые эмоции. Это был нетрадиционный, живой формат.
Процесс съемок
Все начинается с цены, это важно. Кто-то говорит, что с этого нельзя начинать, но это было бы хорошо, скажем, в Москве, где у людей другой доход. У нас на Дальнем Востоке совсем иная ситуация. Потом спрашиваю, что люди примерно хотят, что их зацепило из портфолио. Начинаю соотносить внешность людей с их пожеланиями. Некоторые мечутся, другие хотят определенный стиль. Останавливаемся на чем-то конкретном. Сейчас я могу уже за день организовать съемку. Всех обзвонить, собрать, швее что-то заказать сразу, если надо. Сложности бывают с костюмами для косплея, так как их необходимо в точности повторить. Делаем мейкап, прически, едем снимать, снимаем, и после я обрабатываю материал.
Место для съемок
Место подбирается под концепцию. Например, фильм «Маска». В фильме он бегал-прыгал по улице, но когда мы снимали, была зима. Нужно помещение. Но какое? Банк — нереально для нас, тогда остается сцена. Обыскала все помещения, нашли самый подходящий караоке-бар.

Или «Ирония судьбы». Давно хотела съемку, но не было нужной квартиры тех времен. И вдруг нахожу кафе в советском стиле. Звоню, спрашиваю, можно ли провести съемки, они без проблем согласились. У них все, как будто собралось из того фильма: гитара, магнитолы, сервант, посуда. Это нам повезло. Съемка стала популярной, разошлась по группам в соцсетях.
Постобработка
Стремлюсь меньше использовать фотошоп. Конечно, не бывает все идеально. Где-то просто прядь выбилась. Или, например, маленький рост, и человеку неловко, а снимали мы в пустыне, где нельзя на каблуках, поэтому проводили съемку без них, а потом на обработке немного меняем рост. Или мне как-то нужно было размножить собак, чтобы из одной сделать стаю.
Автор: Никита Зинченко
ЕЩЕ