Как снять фильм:
3 истории от
режиссеров-любителей
Истории от участников фестиваля «Точка возврата» о трупе в багажнике, захвате ОМОН и опасностях на китайском рынке
С 28 октября по 30 октября в Хабаровске проходил дальневосточный фестиваль любительского кино «Точка возврата». В нем приняли участие режиссеры-любители со всего Дальнего Востока. «Утес» поговорил с тремя участниками кинофестиваля о приключениях во время съемок их работ.
«Выбор» (реж. Юрий Чернюк, Комсомольск-на-Амуре)
Я часто для себя снимаю игровое кино, музыкальные клипы. Как сюда попал? Мне товарищ сказал: «Юра, ты же что-то снимаешь, возьми, сними». Мы тянули до последнего дня и сделали все за шесть часов, а полночи я занимался монтажом. Попали в финал, и это было неожиданно. [Фильм Юрия победил в номинациях «Лучший актер», «Лучший оператор», «Лучший режиссер», «Лучший монтаж» – Утес]

Любые съемки — это отличные воспоминания и активный отдых, если не считать дикую усталость. Грубо говоря, можно еще четыре фильма выложить о съемках.

Например, когда человека из багажника вытаскивали, мимо шли люди. Их реакция была не «Спасите, помогите, сейчас полицию вызовем», а «Давай, посмотрим, сейчас его завалят». Они реально думали, что мы человека убиваем, им было интересно, что будет, даже на помощь не звали. Камера лежала в кустах, и было непонятно, что мы делаем вообще, но потом мы им объяснили все.

Или вот еще случай. У нас нет специальных приборов, поэтому приходилось прятаться от солнца. Если присмотреться к кадрам фильма, то актеры с начала съемок переместились на десять метров в сторону здания, то есть сначала они были далеко от него, а потом стояли впритык.

Дельный совет— берешь и делаешь. Помню, мы однажды поехали на шашлыки, и я взял камеру. Мы сняли фильм, до сих пор помню, «Немой слуга». Он был немой, потому что у нас не было микрофона. С тех пор я загорелся желанием снимать. Сейчас, если посмотреть, сколько мы сняли, то можно заметить, что количество фильмов бешеное, но много фильмов плохого качества. У меня уже жесткий диск на четыре терабайта не выдерживает. Но сейчас я вижу, от чего зажегся: камера была смешная, но в этой работе видна история. И если бы я тогда не взял в руки камеру, то никогда бы ничего не снял.
«Где здесь выход?» (реж. Ольга Антоненко, Владивосток)
Я вообще с некоторого времени стала отслеживать все мероприятия, которые касаются кино. Хотела в чем-то поучаствовать, не «Каннские львы» и не «Оскар», но с чего-то надо начать. Узнала о встрече с организаторами, пришла на нее, и мы с подругой, которая играет главную роль в фильме, загорелись идеей и решили снимать. Первую версию, которую мы отослали на суд жюри, снимали трое суток. [Фильм Ольги победил в номинации «Лучшая актриса» – Утес]

Договариваться с рынком — это страшный геморрой. Сначала я попыталась поговорить с продавцами напрямую. У одной продавщицы мы купили те самые кроссовки, которые в фильме мелькают постоянно, и попросили снять сцену продажи у нее же. Часть отсняли, а потом она отказалась, сказала, что на нее ругаются. И пришлось все делать заново. Затем мой друг Константин договорился с администрацией рынка. К нам даже администратор подошел, посмотрел на съемки, поучаствовал в массовке. Все разрешилось благополучно.

Я наблюдала, как снимают другие любительские фильмы. «Вот мы пришли, расставили свет, пробежались по сценарию и так далее…» У нас — по-другому: «У вас есть полчаса! Ты сюда, ты сюда, быстро!»

Когда актриса падала [по сценарию главная героиня сползает по стене в слезах в финале фильма – Утес], люди ей бежали помогать; не знали ведь, что мы снимали. Ради этой сцены, мы встали в воскресенье в пять утра, чтобы рынок был безлюдный, поскольку актриса стеснялась показать такое лицо на публике, а в процессе съемок, когда она бежала по рынку [по сюжету героиня пытается найти выход из рынка – Утес], на нее смотрели, что-то кричали. Все устали и переругались, были словно выжатые лимоны.

Я с детства мечтала стать режиссером. И свою лень я оправдывала тем, что камеры нет, не знаю программу монтажа и тому подобное. Берите хоть «тапочек» и снимайте на него. Все равно, что это будет плохо; может, даже ужасно, но с каждым разом будет получаться все лучше и лучше. Само собой ничего не материализуется, поэтому начинайте с малого, хотя бы со съемок на телефон.
«Рыночные отношения» (реж. Никита Почтар, Хабаровск)
Мне с детства было интересно кино. О «Точке возврата» узнал случайно. Моя подруга в прошлом году впервые участвовала и позвала меня как актера. Я подумал, что надо отдельно кинуть заявку на сайт, и оформил свою съемочную группу, а заявку нужно посылать только режиссеру. Раз так случайно вышло, подумал, почему бы и нет. Друзья поддержали, и мы решили снимать. Год назад рассуждали, о чем, а в этот раз почти полностью импровизировали. Долго тянули, и осталось у нас пять дней, но мы успели собрать людей и все снять. Мы звали абсолютно всех, если не поучаствует как актер, так хотя бы поможет. Фестиваль дает пинок под зад. Если ты подписался, то должен работать. У нас все было весело. Не спали ночами, понятное дело, сложно. [Фильм Никиты получил спецприз от бренда «Кабарга» «За попытку искать новое кинослово не напрягаясь» – Утес]

У нас была пятиминутная сцена с макетом ПЗРК (Переносной зенитный ракетный комплекс). Черный BMW, актер с бородой и в очках, в темном костюме, торговец оружия. Приезжает, открывает багажник, достает ПЗРК, закуривает, начинает вальяжно идти в сторону гаража, наперевес у него этот огромный тубус, ПЗРК, заходит к нам. Проходит минут двадцать, и к нам заваливаются полицейские в бронежилетах. Видно, что люди в каких-то служебных костюмах, а с ними еще и понятые сразу. Мы объясняем, что фильм снимаем, камера есть. Одних в «буханку» посадили, остальные с нами в этом BMW поехали. Повезли в опорный пункт, и сидели мы там, объяснительную давали. ПЗРК забрали на экспертизу. Но все обошлось.
Автор: Никита Зинченко
ЕЩЕ