Что не так с хабаровской журналистикой

Ищем ответ с главредами местных медиа

Что не так с хабаровской журналистикой

Ищем ответ с главредами местных медиа
Во Всемирный день свободной печати «Утес» решил поговорить о хабаровской журналистике с бойцами медиафронта. Нехватка кадров, война с фейками и блогерами, сокращение бюджетов – лишь самые очевидные проблемы отрасли. Три ключевых вопроса раскрывают работники телевидения, радио, интернет- и печатных СМИ.
Как стать успешным журналистом в Хабаровске?
Успех — понятие субъективное, а для журналиста оно должно быть ещё и второстепенным. В первую очередь нужно работать, не жалея сил: над собой и над тем, чем хочешь поделиться с читателем, слушателем, зрителем. Без большого труда об успехе лучше не помышлять.

Илья Андреев
Редактор РИА «Восток-Медиа — Хабаровск»
Секрет успеха любого журналиста – умение писать. Пока вы не научитесь писать, не сможете стать нормальным журналистом. Чтобы научиться, нужно постоянно оттачивать навыки письма, много читать, стараться каждый день расширять свой кругозор. Очень полезная практика для начинающих – сравнивать редакторскую версию материала и собственную. Нужно понять, почему редактор что-то вырезал, изменил слово, не отмахиваться:«Редактор бездарность, губит мой талант!» Лучше всего начинать свою журналистскую деятельность с написания новостей. Я начинала работать на «Восток-Медиа» еще 10 лет назад, за полгода научилась писать идеальные заметки любого объема максимум за 10 минут.

Анастасия Хаустова
Главный редактор журнала «Лучшее в Хабаровске»
Во многом всё зависит от формата издания, в котором работаешь. Если, например, это информационное агентство, то в данном случае важно уметь оперативно и доступно излагать свои мысли. И при этом весьма сухо. При работе в новостях для журналиста важна собственная база спикеров и свобода — надо быть готовым в любой момент дня и ночи сорваться на репортаж.

Успешность — это во многом опыт. Чем больше ты пишешь, тем лучше ты пишешь (за исключением отдельных случаев, когда человек просто профессионально не растёт). Можно стать успешным в каком-либо узком жанре. Например, хороших спортивных корреспондентов в Хабаровске сейчас днём с огнём не сыщешь. Также очень мало профессионалов, которые занимаются серьёзной экономической аналитикой.

В общем, если подытожить, то успешность — это производная самоотверженности и трудолюбия. Ещё один важный момент, я считаю, любить профессию в себе, а не себя в профессии.

Александр Янышев
Главный редактор издания Habinfo.ru
Я считаю, что в принципе чтобы быть успешным в той деятельности, в которой ты находишься, необходимо поставить какие-то цели, расставить маятники, на которые ты будешь ориентироваться. Нужно понимать, что для тебя есть успех, потому что для кого-то работа на региональном телевидении – успех, для других – работа на федеральном телеканале или даже за границей. Поэтому главное – понять, что ты хочешь от профессии и выбрать цель.

Иван Засухин
Ведущий медиахолдинга «Губерния», ведущий радио ENEGRY Хабаровск
Нужно ли сейчас идти в журналисты?
По-моему, да. Причём как и в любую другую профессию. Журналистика в числе многих профессий идёт в ногу со временем, а где-то старается даже опередить его. С другой стороны, если брать региональный сегмент, журналистике нужны талантливые кадры. Сейчас, в период очередной смены форматов, особенно.

Илья Андреев
Редактор РИА «Восток-Медиа — Хабаровск»
Нет каких-то «надо» или не «надо». Если тебе хочется, то и занимайся своим любимым делом. Самое главное – это любознательность и любовь. Любовь к человеку, у которого ты берешь интервью, любовь к событию, которое ты освещаешь. Любовь – двигатель. Если этого нет, то тогда бесполезно заниматься журналистикой, ничего успешного не выйдет. Возможно, в журналистике будет сложно интроверту, но тем не менее при наличии желания можно себя здорово прокачать в плане общения с людьми и вообще в любой области.

Иван Засухин
Ведущий медиахолдинга «Губерния», ведущий радио ENEGRY Хабаровск
Если это — твоё, и ты чувствуешь, что тебе это нужно, хочется информировать людей, хочется доносить до людей правду, полезную информацию — то, почему бы и нет. Ради денег идти точно не стоит, потому что денег не платят особо.

Егор Козорез
Главный редактор службы информации «Авторадио-Хабаровск»
Если есть желание стать хорошим журналистом, то тебя заберут с руками и ногами, научат всему, конечно, если есть определенный талант. Если хочешь быть посредственностью, то есть цель – не быть безработным, то ничего не выйдет. Не место в журналистике тем, кто не умеет писать. Какой бы человек ни был, если говорить о личных качествах, но если у него есть талант писать, то он может занять свое место в журналистике.

Анастасия Хаустова
Главный редактор журнала «Лучшее в Хабаровске»
Журналистика — это призвание. Если человек надеется, что на него сразу посыплются большие деньги, то это огромное заблуждение. Да и набравшись опыта, зарплаты значительно выше среднего ждать не стоит. Даже при условии, что «с полей» попадёт на должность главного редактора — руководители редакций далеко не самые высокооплачиваемые сотрудники. Идти в профессию или нет — тут каждый должен выбирать сам, взвешивая все плюсы и минусы. Не стоит забывать, что быть журналистом, это не только куча интересных событий, но и рутина — причём последней куда больше. Если бы меня спросили, ушёл бы я из журналистики, то мой однозначный ответ — никогда. И это при том, что образование моё далеко от гуманитарного.

Александр Янышев
Главный редактор издания Habinfo.ru
Как вы оцениваете состояние журналистики в городе?
Она растет и процветает. Медиахолдингу «Губерния» в этом году исполняется 20 лет, программе «Утро с Губернией» уже 16 лет. Тележурналистика развивается вместе с нашими зрителями, прививает им вкус.

Иван Засухин
Ведущий медиахолдинга «Губерния», ведущий радио ENEGRY Хабаровск
Состояние в журналистике в городе не самое худшее, но и не самое лучшее. Дело в том, что сейчас кризис довольно лихо отразился на СМИ, и в различных компаниях посокращали бюджеты. В связи с этим сейчас положение несколько хуже, чем было, например, в году 2013, перед кризисом. Но и не так всё плохо, потому что есть достаточно интересные журналисты, которые делают неплохие репортажи, пишут статьи. Сейчас такой особый тренд — всё сильно ушло в социальные сети. Они стали таким, казалось бы, антагонистом СМИ, но это с одной стороны. С другой стороны, надо действовать вместе и сообща, потому что соцсети для телекомпаний, радиостанций — это благо, это расширение аудитории. И ещё большой плюс состоит в отличии разных городских пабликов от СМИ, которые изначально публикуют ту информацию, которая является проверенной. Потому что в социальных сетях не всегда есть возможность проверить информацию, и это как раз таки самое большое негативное последствие, которое могут представлять социальные сети. Можно раздуть любой скандал, который на деле правдой не будет являться.

Егор Козорез
Главный редактор службы информации «Авторадио-Хабаровск»
У нас огромнейшая проблема с кадрами. Раньше была отличная старая школа, которая умела писать хорошо. А сейчас все новые тренды и особенно блогеры портят старую школу журналистики. Великие – не в моде, в моде инстаграмные блогеры и тому подобное. К тому же, современная молодежь, к сожалению, не хочет учиться и не умеет признавать свои ошибки.

Анастасия Хаустова
Главный редактор журнала «Лучшее в Хабаровске»
Если брать в качестве примера другие российские регионы, то Хабаровск идёт с ними практически наравне. Преобладают у нас всё-таки новостные направления, при этом, на мой взгляд, не хватает интересных форматов подачи неновостного контента. Но нужно понимать, что даже хороший региональный портал-статейник без чёткого регионального акцента не выживет исключительно своими силами.

Одна из главных проблем местных сайтов, я считаю, это хабаровские читатели. За время моей работы у меня сложилось впечатление, что местные жители не любят свой город или край — им просто не интересно читать материалы про своих земляков, либо интересные направления жизни. Даже хорошие аналитические проблемные статьи остаются практически без внимания читателей — это обидно.

Если брать соседнее Приморье, то там большинство региональных проектов заходят на ура. Это могут быть этнографические материалы с хорошими фотографиями дикой природы, социально-культурные статьи — они получают весьма приличный отклик. Хабаровчане же как будто ничем кроме «чернухи» и «чиновничьих скандалов» не интересуются. Не все, конечно, но большинство.

Из насущных проблем — это дефицит кадров. За очень редким исключением наши вузы сейчас не выпускают специалистов, которые без серьёзного переобучения могут работать в СМИ. Студенты сейчас, в подавляющем большинстве (как это ни странно) не представляют, как нужно писать, чтобы их текст был лаконичен и при этом интересен читателю. Доходит до абсурда — когда будущие журналисты просто не интересуются СМИ.

Вот и получается у нас, что каждый год с учебной скамьи сходят десятки «готовых специалистов», а в профессии остаются единицы. Вот и варятся хабаровские редакции в собственном соку, цепляясь за любого начинающего журналиста, которого хотя бы есть смысл учить.

Хотя, наверное, образование в журналистике всё-таки не главное (да простят меня коллеги). Примеров, когда в СМИ приходят люди из других профессий — масса. Причём приходят уже в сознательном возрасте.

Александр Янышев
Главный редактор издания Habinfo.ru
Кризис. Растите, становитесь сильными журналистами и меняйте ситуацию в корне.

Илья Андреев
Редактор РИА «Восток-Медиа — Хабаровск»
Мы не хотим только фиксировать состояние. Мы хотим его изменить.
Мы не хотим только фиксировать состояние. Мы хотим его изменить.
Автор: Никита Зинченко
Автор: Никита Зинченко
Ещё варианты: пойти в стендаперы или видеоблогеры