КАК ОРГАНИЗОВАТЬ
ГИК-КОНВЕНТ
Зачем нужны гик-конвенты, как их лучше проводить и как с ними дела в Хабаровске
В Хабаровске третий год проходит «GeekZone» – мероприятие, собравшее под своим крылом всех гиков и косплееров города. Минувший конвент стал последним. «Утес» пообщался с организатором Марией Искрой о всех нюансах создания подобного мероприятия.
1
Подготовка
Определитесь с идеей
В Благовещенске была определенная группа людей, знакомых, которые тоже увлекались комиксами, играми, фильмами, и мы вместе с ними делали аниме-фестиваль.

По роду своей режиссерской деятельности я занимаюсь еще и самообразованием, смотрю, какие мероприятия проходят в России, в частности, по фан-тематике, и однажды наткнулась на такие вещи как «Роскон», «Старкон», «Игромир». И мне подумалось, почему на ДВ не может быть такого мероприятия. Ведь до недавнего времени подобных мероприятий просто не было. Мы из такой «конвентной братии» выпадаем просто.

И вот организовали, попытались. Благовещенск – город маленький, поэтому людей было крайне мало, намного меньше, чем на «GeekZone».

Так что идея мероприятия родилась 3 года назад из-за того, что я сюда переехала из Благовещенска.
Сформулируйте цель
Главная цель – досуг молодежи, чтобы они не уходили во вредные привычки, нехорошие компании. Здесь строго запрещена пропаганда насилия, вредных привычек. Сюда люди приходят с позитивом и с ним же уходят, плюс с желанием прийти опять. Чтобы ребята чем-то занимались, саморазвивались, читали книжки, потому что у нас мало читают, а раньше Россия была одной из самых читающих стран. Я думаю, встречи с писателями-фантастами, в частности, поспособствуют этому.
Определите востребованность
В городе такие мероприятия нужны, и необходимо, чтобы ими более-менее централизованно занималась власть, потому что пока она данные мероприятия не поддерживает, считает их чем-то странным, непонятным. Гранты на подобные мероприятия просто заворачиваются, даже по моему опыту. В Благовещенске несколько лет назад я пыталась написать грант на небольшой фестиваль, но нас не поняли: «А зачем это все надо? Вы же не казаки».
2
Процесс
Готовьтесь заблаговременно
Процесс не прерывается, идет целый год от одного мероприятия до другого, поэтому максимум месяц можно передохнуть и надо опять искать людей, предлагать какие-то идеи, приглашать людей. Потому что за один месяц это не делается, даже за два или три – это бесконечный процесс.
Позаботьтесь о стендах
В подготовке иногда случайно натыкаешься на людей. Например, была акция «Читающий парк», я совершенно случайно там оказалась. Когда уезжала оттуда, то увидела, что ребята играют в парке Гайдара, в саду камней, проводили баталию. Я подошла, мы познакомились, пообщались, пригласила их. Таким образом, у нас в читальном зале присутствовали варгеймы.

Часть людей были с предыдущей «GeekZone» – Хабаровский компьютерный музей, «Телескопчик», «KJC Fest». «Хабаровский фикрайтер» в этом году очень порадовал, у них был лучший стенд по итогам голосования. С ними совершенно случайно познакомилась. Они сделали свой мини-мюзикл, придумали, что должно быть на стенде. Школа конструкторско-интеллектуальной деятельности «ШКИД» сама пришла, предложила себя, немножко прорекламировала. Такие мероприятия – это хорошая рекламная база для многих.
Проведите онлайн-трансляции с писателями
С писателями тоже просто договариваюсь, они обычные люди, некоторые бывают странными: кто-то не отвечает, кто-то очень хорошо идет на контакт. Ник Перумов любит выступать перед аудиторией, у него новая книжка вышла, так вообще повод хороший. Им это нужно, чтобы люди знали об их книгах, творчестве, могли об этом поговорить. Кто-то читал, кто-то не читал, кто-то прочитает.
Займитесь продвижением
Реклама в СМИ бывает неоправданной и очень дорогой, у нас нет возможности ее использовать. Единственный канал – это интернет, где находится большинство таких людей, которым это интересно: гики, косплееры и другие ребята. «ВКонтакте» - это очень популярная сеть, «Одноклассники» – там контингент постарше, «Instagram» не подходит, туда нужны больше фотографии.
3
Итоги
Соберите статистику
10 стендов

≈50 участников

>70 зрителей

В этом году людей было меньше, возможно, многие уехали на море, не знаю с чем связано. В основном приходят подростки, студенты, иногда взрослые люди.

Люди любят костюмированное шоу, это косплей, который пришел из аниме-фестивалей. Потихонечку входят в интересы людей стенды, потому что это несколько другая форма, которой раньше здесь не было. Стенды бывают самые разнообразные: это не просто стена с картинками, а еще интерактив какой-то. Также ярмарку очень сильно любят и конкурс «Рассказ за час» - люди пишут, стараются.


В группе «ВКонтакте» появляются отзывы, в основном положительные. Есть хорошие советы, стараемся их брать на вооружение, потому что пробуем какие-то новые форматы.


Посчитайте расходы
Во-первых, это печать плакатов и так далее. Во-вторых, библиотеке нужно заплатить аренду, потому люди выходят, работают. Навскидку около 10 тысяч, но это еще мало для такого мероприятия.
Будьте готовы к куче проблем
Было немножко тяжеловато в этом году, в частности, с участниками: кто-то подводил очень сильно, кто-то забыл о мероприятии, кто-то не пришел. Сложностей много: в первую очередь это финансирование мероприятия, потому что никто на это денег никогда не даст, поэтому приходилось все из своего кармана добывать.

Еще проблема в том, что люди не понимают данный формат, так как у нас никогда такого не проводилось. Что такое фестиваль им понятно: концерт будет на сцене, танцевать, петь. Также мы очень боялись, что интернета не будет, не будет связи с писателями.
Сделайте выводы
В этом году была очень насыщенная программа, люди устали - надо делать поменьше.

Я поняла, что многое нужно организовывать самой, редко можно на кого-то положиться, людям необходимо всегда обо всем напоминать. Но, с другой стороны, люди развиваются благодаря таким мероприятиям, поэтому их стоит проводить.

Одно из моих образований – режиссер массовых праздников, поэтому это еще и практика определенного плана. Вообще интересно людей объединять для какого-то общего дела. Без интереса никогда ничего не получится. Моя задача - их заинтересовать, чтобы они пришли и сделали, потому что это сложно – дать «волшебного пендаля».

Сейчас появилось очень много подобных мероприятий разного уровня. Не всегда они успешны, потому что люди видят, как проводят другие, и начинают не доверять. Пошла какая-то странная мода на фестивали в нашем городе.
Мы попросили Марию Искру сформулировать обращение к потенциальным организатором будущих конвентов.
Думайте в первую очередь о людях. Думайте о том, где вы будете проводить и как, чтобы вашим зрителям и участникам было комфортно. Когда организаторы будут думать так, тогда все само собой будет получаться.

Если желаете заниматься этим, получите образование в соответствующей среде, потому что многие говорят: «Сейчас пойдем и организуем что-нибудь», а потом начинают всплывать проблемы, которых могло бы не быть, если бы люди получили образование. Я сама с этим столкнулась при организации благовещенского аниме-фестиваля.

Первые 3 года это был кошмар, потом я решила поступить в колледж и выучиться на режиссера массовых праздников. Нам рассказывали многие вещи, которые за 3 года я поняла сама, а тут все сразу и на блюдечке.

Я была бы рада, если бы появилось такое хорошее, сильное мероприятие, куда я пришла бы со стендом и просто отдохнула. Но пока подобных мероприятий в городе не вижу.
Вместо «ГикЗоны» организаторы уже 8 октября проведут новый конвент – «ТехноЗону». Вход бесплатный.
Сейчас, так как мероприятие было, мягко говоря, не прибыльное, даже убыточное, мы решили данный проект закрыть и начать другой, «ТехноЗона». Теперь есть возможность сделать мероприятие немножко беднее, но при этом бесплатное. Может хотя бы на бесплатное придет побольше людей. Возьмем самое лучшее из «ГикЗоны», преобразуем, что-то добавим, постараемся сделать подобие «Игромира».
Автор: Никита Зинченко
ЕЩЕ