Как провести фестиваль любительского кино
Интервью с организаторами «Точки возврата» о приморском, хабаровском, якутском кинематографе и будущем проекта

Уже третий год подряд в Хабаровске проходит фестиваль любительского кино «Точка возврата». «Утес» пообщался с организаторами о всех сложностях проведения мероприятия, его дальнейшей судьбе и кино на Дальнем Востоке.
Юлия Карабицкая
Исполнительный директор фестиваля
Как проходила подготовка к фестивалю?
Подготовка проходила где-то с Нового года. С января мы плотно занимались и поиском участников, и рекламой нашего фестиваля. Ведь если в городе нас худо-бедно знают, то на всем Дальнем Востоке вообще никому дела нет, поэтому специально ездили в регионы с презентацией. Мы условно разбили весь Дальний Восток на три «пояса»:
1. Полярный — Магаданская область, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ;
2. Амурский — Амурская область, Еврейская Автономная область, Хабаровский край;
3. Тихоокеанский — Камчатский край, Приморский край, Сахалинская область.

Наш фестиваль посетил Владивосток, Якутск и Хабаровск.
Как бы вы определили значение «Точки возврата»?
Принято считать, что на Дальнем Востоке нет движухи. Все отсюда уезжают, потому что якобы некуда расти. Но, как оказалось, есть люди, которые хотят и могут снимать кино. Им нужна площадка для развития, и наш фестиваль — маленький, но шажок в сторону развития кинематографической движухи на Дальнем Востоке.
Как проходил отбор работ?
Мы все вместе принимаем решение брать фильм или нет в конкурсную программу. Фильм должен соответствовать теме. В этом году тема фестиваля – это реальные и нереальные истории, которые произошли или могли бы произойти только на Дальнем Востоке. Поступило очень много заявок, и пришлось порядочно отсеять. Мы отсматриваем весь материал, и некоторые фильмы меня трогали до такой степени, что я их пересматривала несколько раз.
Есть ли какие-то особенности любительского кино в различных регионах?
Ребята с Хабаровского края, как правило, снимают кино на бандитскую тематику: разборки, 90-ые, сходки, криминал. Приморцы — с дальневосточными, приморскими мемами, часто фигурируют крабы, пянсе и подобные штуки. Якутский кинематограф — это вообще отдельная тема. Я не знаю, как они это делают, но у них он на порядок выше, чем в остальных регионах. В целом фильмы очень разные.
Алла Джан-Ша
Директор фестиваля
Как вы относитесь к тому масштабу, который получил фестиваль в этом году?
Мы так и планировали, все идет по плану. Это еще не тот уровень, к которому мы изначально стремились, и не тот, когда можно будет сказать: «Мы гордимся». Спокойно себя чувствуем, насколько это возможно. У нашего фестиваля нет постоянного финансирования, и, лично для меня, главная забота — это найти средства на организацию и проведение.

Я больше думаю о том, что фестиваль закончится, и надо будет уже планировать следующий.
В чем вы планируете расти дальше?
Наш фестиваль дальневосточный, и расширять его границы мы не планируем. Единственное, что хотелось бы, чтобы качество фильмов наших участников выросло до уровня всероссийских конкурсов, куда их могли бы отправлять, возможно, не без нашей помощи.

Мы уже наладили сотрудничество с фестивалем «Короче», который проходит в Калининграде. На мой взгляд, это самый удачный и самый престижный фестиваль короткометражного кино в России. Я была там в прошлом году, как раз с целью посмотреть, как все организовано. Сейчас одна из наших целей, чтобы какой-нибудь фильм нашего фестиваля попал туда. Сначала, может быть, во внеконкурсную программу, чтобы ребята могли приехать и посмотреть уровень короткометражного кино по России, в принципе.

Нет смысла расширяться, надо повышать качество. Мы к этому уже идем: фильмы с каждым годом все интереснее; общение, обмен и просмотры дают свои результаты. Я думаю, еще несколько лет и можно будет гордиться именно качеством фильмов, которые у нас снимаются.
В этом году вы провели кастинг актеров и кинолагерь. Планируете ли вы еще подобные мероприятия?
Мы, если что-то сделали, всегда это планируем не в последний раз. Тем более опыт кинолагеря был очень удачный. Но, ничего нового не скажу, все зависит от финансирования. Кинолагерь – штука в принципе дорогая, потому что сам формат предполагает выезд на определенную базу, без связи с внешним миром. По сути, наши участники попадают в условия, когда они два дня только общаются друг с другом, снимают, монтируют, а потом смотрят свои короткометражки. Для этого все бытовые вопросы должны быть решены: база, чтобы в ней жить, оплаченное питание, оборудование.

Мы думаем, что в новом сезоне было бы неплохо сделать три кинолагеря по количеству поясов: в Хабаровске, Владивостоке и Якутии. Нам хотелось бы сформировать единую команду, которая отработала бы во всех трех регионах. Это, естественно, еще дороже, хотя и очень прикольно.
В Якутии настоящий феномен кинематографа. Там местные режиссеры снимают фильмы, которые выходят в прокат, зрители их ждут и охотно смотрят. Качество лент на высоком уровне. Как так вышло?
Я думаю, что они раньше начали и вот результат. Можно порассуждать о менталитете. В Якутии, в общем, поддерживают своих — такая национальная особенность. Очень доброжелательно воспринимается любой фильм местного режиссера с местными актерами, публика охотно на них ходит.

Я даже не знаю, если бы до такого уровня развилась киноиндустрия в Хабаровске, насколько наш местный зритель будет готов выбирать между, например, голливудским фильмом и местным.
Работая над проектом, вы сознательно пытались развивать киноиндустрию на Дальнем Востоке?
Фестиваль как живой организм. Мы не разрешаем себе придумывать законы, чтобы «ни шаг влево, ни шаг вправо». Когда создавали проект, то хотели сделать творческую площадку для общения близких нам по духу людей, потому что в этом есть потребность, желание; многие люди снимают видео разного формата. Поняв, кто к нам приходят, какого уровня участники и фильмы, мы сделали ставку на обучение.

Изначально не было такой задачи. Вполне возможно, что она актуальна и сегодня. Интерес, уровень и качество растут, у нас есть все шансы стать лидером. Во всяком случае, мы точно понимаем, что заняли нишу, несмотря на то, что на Дальнем Востоке есть кинофестивали, и любительские в том числе, но они тематические. Так, как мы, любительское кино здесь никто «не качает». Естественно, что среди любителей кто-то станет профессионалом.
Кинематограф на Дальнем Востоке может развиваться «сверху» или «снизу». Вы заняты как раз последним?
Во-первых, нас поддерживает государство, например, в этом году наш проект реализуется в рамках президентского гранта. Я думаю, поддерживает отчасти потому, что интересно данное направление. Киноиндустрия — это ново, свежо и перспективно. В этом году с кинолагерем нам помогла именно мэрия города Хабаровска. Интересно, что инициатива исходила снизу. Мы пришли, договорились о встрече, рассказали о своих планах. У меня лично был разговор с мэром, а потом нас отправили в министерство культуры, которое с нами уже плотно работало. Вопреки расхожему мнению, что «ничто никому не надо», нас поддерживают прекрасно: и финансами, и морально, и советами, и контактами. Я член общественной палаты Хабаровского края и скажу, что она очень помогла с контактами, например, в Якутске. У нас нет никаких претензий к государству, и нам грех жаловаться, что мы никому не нужны. Думаю, что дальше будет только больше.

Но мы считаем, что прежде всего необходимо привлекать федеральные деньги в регион, потому что на местный бюджет и так ложится большая нагрузка, поэтому, естественно, подали заявку на следующий сезон (недавно закончился прием заявок на президентские гранты). Но есть много критериев, о которых, может быть, даже мы не догадываемся. Будет ли финансирование на федеральном уровне, если нет, то думаю, пойдем в правительство, в министерство культуры, обратимся снова в мэрию. И я уверена, что нас поддержат.
Автор: Никита Зинченко