Проект «12» – поэзия, которую можно услышать и увидеть

Участники выставки об экспериментах и магии стихов

Проект «12» – поэзия, которую можно услышать и увидеть

Участники выставки об экспериментах и магии стихов
В Хабаровске 10 апреля в «Квартире Паши Кейзера» откроется выставочный аудиопроект «12». Суть в чём: организаторы выбрали 12 стихотворений современных авторов, попросили актёра озвучить их и поручили художникам нарисовать к ним интерпретации. На выставке можно прослушать прочтения стихотворений и оценить их визуальную трактовку. «Утес» обсудил процесс работы с участниками проекта.
Антонина Климина
Организатор проекта «12»
Я читала литературу по кураторству, интернет-издания и паблики в соцсетях по современному искусству и наткнулась на телеграм-канал «Голос Стих» Дмитрия Безуглова. Там екатеринбургский критик и художник зачитывает стихи на аудио и параллельно выкладывает скетчи-иллюстрации к ним. И потом увидела репортаж с его выставки в Санкт-Петербурге, созданной по тому же принципу: скетчи плюс аудио. И мне захотелось попробовать сделать нечто подобное. Но мысль пошла дальше, захотелось посмотреть интерпретацию текстов не одного, а двенадцати художников, а тринадцатый стих попросить проиллюстрировать самих зрителей.

Очень долго выбирала поэтов и стихотворения для проекта. Для этого я вначале провела опрос в соцсетях, потом убрала самые упоминаемые имена. И в итоге список из двенадцати имен получился очень личным – всех этих авторов я читаю сама не один год, всеми восхищаюсь, каждый из них – яркая личность со своим взглядом на мир и поэзию, настоящие мастера слова.

По сути, вся команда проекта – это люди, которым интересны эксперименты, взаимодействие друг с другом, потому что каждая картина – это диалог художника-интерпретатора текста и поэта, этот текст написавшего, а озвучка – это тоже индивидуальная, актерская, трактовка. Мне было интересно, как художники увидят свое стихотворение, и поэтому не ограничивала их ни в чем – ни в технике, ни в материалах, ни в стиле, только в размерах работы.

Я обошла весь город в поисках подходящего пространства. Мне хотелось устроить выставку в таком месте, которое имеет свою собственную индивидуальность и характер, чтобы картины вписывались и дополняли его, а не висели сами по себе, в пустом помещении, чтобы вокруг кипела жизнь. Такое место в итоге нашлось – это колоритная «Квартира Паши Кейзера».

Потом я связалась со всеми авторами стихов через фейсбук, для того, чтобы получить разрешение на использование их текстов в проекте. Все согласились и пожелали удачи, поэт Сергей Тимофеев из Риги отнесся к делу серьезно и предварительно ознакомился с работами художника, который будет иллюстрировать его стихотворение, обсудил озвучание с актёром, и только потом дал добро.

Изначально когда я задумывала проект, я представляла его как небольшую веселую провокацию. Как люди, взращенные на представлении о том, что поэзия – это Пушкин и Ахматова, слушают острые, сложно закрученные, необычные и совершенные разные по форме и начинке тексты современных поэтов, а потом с трясущимися руками отползают к двери. Сразу предупреждаю, что выставка 18+, в некоторых стихотворениях встречаются маты и затрагиваются взрослые, серьезные темы – смерть, одиночество, несправедливость, судьба и прочее, и мне интересно посмотреть, как рядовой зритель воспримет такую поэзию. Иллюстрации тоже разнообразные: кто-то делает коллажи, кто-то пишет пастелью, кто-то использует краски, воск или компьютерную графику. Я сама еще не видела всех работ, и мне очень интересно посмотреть, как все будет выглядеть в итоге.
Петр Нестеренко
Голос проекта
Тоня искала человека, который справился бы с таким объемом стихотворений разных стилей, тем, размеров. И я сказал, что из таких людей знаю только себя. У меня всё под рукой, и монтаж, и обработка – всё делаю сам. В другом случае нужно собирать много людей. А я сам себе команда.

В моем понимании, нет такого разделения – правильное прочтение стихотворения или неправильное. Вопрос в том, удается ли лично включиться в произведение. Понятно, что есть какие-то технические вещи, которые ты обязан соблюдать – знаки препинания, межстроковая пауза, размер, то есть известные профессионалам правила. Я этому обучен. Но это не гарант того, что всё получится. Наверное, главный вопрос был в том, удастся ли мне включиться во все эти тринадцать произведений, ведь они все разные. Одно дело, если бы их исполняли разные люди. А так как я один, проблема состояла в том, чтобы найти эту разность – настроений, тем. И мне кажется, у меня получилось с этим справиться. В первую очередь, озвучивая стихотворение нужно расслышать, какую степень эмоциональной включенности в тему предлагает автор. Во-вторых, разглядеть конкретные образы, заложенные в стихах: например, близкое обжигающее солнце, асфальт, раскалённый добела, здание из красного кирпича. А дальше нужно этот образ передать. Чтобы человек услышал не только красоту «буковок, стоящих рядом» (хотя и это тоже немаловажно), но и понял этот буквальный образ. Никогда нельзя уходить от буквальности в красивость. Смысл, который я обнаружил, я должен отдать, я – передатчик, обученный, грамотный передатчик. И от меня зависит, поймёт слушатель что-то или нет.

Стихотворения – это то, что обязательно нужно озвучивать. Когда ты читаешь их глазами, ты никогда не услышишь в полной мере магию стиха.
Вероника Янышева
Художник
Мы уже не в первый раз работаем с Тоней в различных творческих проектах, поэтому, когда она предложила поучаствовать в проекте «12», я с радостью согласилась. Лично для меня подобные выставки это повод «похулиганить» и высказаться в необычной для себя манере, так как я не смогла бы сделать на «классических» выставках. А формат «материал, образ, подача – свободные» еще больше подогревает интерес. Сразу появляется желание отступить от привычного материала, стиля, сюжета и посмотреть, что получится. Удивить самого себя, активизировать какие-то внутренние резервы. Во всяком случае, у меня вышло именно так. Удивила сама себя, потому что то, что вышло, совершенно не в моем стиле. Но тем интереснее было работать.

Что касается самого стихотворения, то чем больше я его читала, тем противнее мне становилось. Не в плане качества стиха, а общего ощущения от сюжета. Изначально было несколько вариантов композиции, один даже цветной, но в конце концов восприятие скатилось в какой-то «трансцендентный ужас». И это было удивительно. Я обычно не касаюсь острых тем в своем творчестве, и это был волнующий опыт, потому как я считаю, что искусство не должно вызывать только положительные эмоции. Оно может вызывать любые эмоции вообще. В этом и суть – вызвать отклик. Если отклика нет, то значит, не получилось воплотить образ, идею.
BANG! Creative group
Алёна Михеева и Ангелина Корнеева
Художники
Поскольку мы с Ангелиной Корнеевой работаем над иллюстрацией вдвоем, то главной особенностью проекта является, пожалуй, взаимодействие и компиляция двух точек зрения. На этот раз процесс заинтересовал еще и тем, что наши первые впечатления о стихе не совпали, и это вылилось в довольно увлекательный диалог. Первое чтение задало основной настрой, эмоцию, которую мы постарались перенести в иллюстрацию. Но характерная черта произведения, которое нам досталось в том, что оно раскрывается с каждым новым прочтением, становится многогранней, обрастает деталями и смыслами. И влюбляет в себя все сильнее.

Затем, чтобы не удариться в полную абстракцию в процессе создания иллюстрации и сделать героев более живыми и человечными, мы окружили их вещами из повседневной жизни, пропущенными через призму эмоций. В этом нам помогли некоторые «слова-якори», которые указывали на время, место, сезон, возраст, атрибуты и характеры персонажей. Фактически мы расшифровывали стих как заклинание, разбирали по полочкам, анализировали и вновь собирали воедино, но уже на бумаге.

В своей работе мы в первую очередь стремимся к выразительности. А также пытаемся правдиво передать те впечатления, которые получили от стиха, не утратив при этом возможности разных трактовок, которую почерпнули друг у друга.
Александра Надёжкина
Художник
В начале работы над картиной, я испытала некоторые трудности, связанные с тем, что стихотворение, которое мне досталось, было не совсем созвучно мне и моему вкусу. В какой-то момент я даже думала отказаться и оставить проект. В то же время это значило бы для меня отступить, сдаться, спасовать. А отступать не в моих правилах. Я решила собраться, продолжить работу и придумать что-то интересное. Результат вы можете увидеть на выставке. Он не совсем меня радует, но все же. Материалы, используемые мной в работе – акрил, масляная и сухая пастель. Смешанная техника очень хороша тем, что можно легко экспериментировать, искать новые способы выражения, не замыкаясь на одном материале.
Автор: Никита Зинченко
Поэзия